Современные компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, "засасывая" в виртуальную реальность не только детей, но и даже взрослых. Кем бы вы не мечтали быть – Вы можете им стать. И в этом основной "наркотик" игр – игрок имеет прямое влияние на происходящее с его "альтер-эго". Обычные книги, могут противопоставить играм лишь интересные и сложные сюжеты, более глубокую историю героев и т.п., но книга – она статична, и читатель может лишь "прочитать" то, что заготовил для персонажа автор книги. Сколько раз Вы внутренне не соглашались с действиями руководимого автором персонажа? Сколько раз вы хотели бы свернуть на развилке – в другую сторону? Компьютерные игры предоставляют игроку возможность выбора... книги тоже, но только – книги-игры.
Начнем с того, что же из себя представляет эта пресловутая книга-игра. Это литературное произведение, в котором сюжет вариативен и зависит от выбора читателя. Читатель принимает роль главного героя книги-игры и руководит его действиями во время игры, осуществляя за героя выбор, по которому будет развиваться сюжет. Таким образом, читатель книг-игр перестает быть пассивным и становится активным участником событий, принимающим участие в приключении.
Как это выглядит?
По внешнему виду книга-игра ничем не отличается от обычной книги. Но невозможно читать ее от начала до конца, т.к. сюжетные перипетии разделены на отдельные параграфы (страницы), и эти параграфы идут не по порядку, а разбросаны по страницам совершенно хаотически. Каждый параграф – описание какой-либо игровой ситуации или локации. То есть, обычная книга-игра – это книга, текст которой разделен на пронумерованные параграфы с вариантами действий (или без них – в случае, например, смерти главного героя), позволяющий читателю-игроку ориентироваться в сюжете (по сути дела, в книгах-играх используется концепция гиперссылок).
Давайте посмотрим, как это всё происходит на "живом примере":
Читатель попадает на параграф 45 – перейдя к параграфу с этим номером, читает следующий текст:
п45 В ноздри ударяет острый запах зверинца. На покрытом соломой полу сидят три леопарда и с интересом наблюдают за вами. Не принимают ли они вас за свой ужин? В углу есть что-то вроде деревянной загородки с дверцей. Пожалуй, там можно укрыться. Но пройти туда надо мимо зверей. На них позолоченные ошейники, но ручными они совсем не выглядят... Если у вас есть такой же ошейник, достаньте его п115. А может быть, у вас есть серебряная плеть п263? Или еда, которую можно бросить леопардам п331? Иначе вам предстоит бой с тремя свирепыми хищниками п499.
Здесь предлагается выбор действий аж из 4 вариантов действий, при этом 3 из них – зависят от того, нашёл ли герой нужные предметы до этого момента. Допустим, у героя с собой оказалась "еда", и выбрав п331, читатель открывает соответствующий параграф:
п331 Пока леопарды недоверчиво обнюхивают брошенную им еду, вы быстро проходите к загородке. Опомнившись, звери бросаются вслед, но поздно: дверца уже захлопнулась за вами п510.
Как видно из примера, в книгах-играх часто есть понятие "инвентаря", и "листа персонажа" с указанием различных параметров персонажа – ведь кроме литературной компоненты, книги-игры включают в себя игровую. А поскольку игра немыслима без конфликта, то книге-игре необходим механизм, регулирующий возможности игрока и определяющий его отношения с миром игры. То есть, система правил. Наличие системы правил делает книги-игры родственниками настольно-словесных игр, но механика книг-игр проста (по сравнению с теми-же настольно-словесными играми), так как необходимо описать лишь правила моделирования небольшого ряда стандартных действий. Тем не менее, в некоторых книгах-играх правила могут быть особенны для одного параграфа-ситуации (т.е. описаны прямо в тексте), делая игрочтение разнообразнее. В качестве генератора случайных чисел в большинстве книг-игр используются игральные кости (кубики, dice). Обычно это стандартные шестигранные кости, хотя ряд книг-игр, основанных на популярных системах настольных игр, требует использования разных видов игральных костей. В некоторых книгах-играх на страницах печатают в качестве колонтитулов игральные кости с различными очками на гранях. Делается это для того, чтобы можно было играть в книгу-игру, не имея под рукой кубиков – в поезде, на пляже и т.д. Для альтернативы броску кубиков достаточно всего лишь пролистать страницы и остановится на случайно выбранной.
Чуть позже, мы более подробно рассмотрим книги-игры на примере небольшой книги-игры. История книг-игр: зарождение и популярность
Точную дату зарождения книг-игр как жанра назвать сложно. Тем не менее, принято считать, что первой книгой-игрой был «Замок Бизона» (The Buffalo Castle, Flying Buffalo, 1976). В ней использовалась система настольных игр «Туннели и Тролли» (Tunnels & Trolls). Таким образом, можно уверенно говорить о том, что развитие книг-игр неразрывно связанно с историей настольных игр.
В книге-игре "Замок Бизона" игрок должен был путешествовать по замку, населенному монстрами, сражаться с ними и собирать сокровища. Наличие сюжета в те времена считалось непозволительной роскошью. Невзирая на малый размер и примитивный художественный текст, «Замок Бизона» имел немалый успех, и многие другие авторы поспешили принять участие в разработке потенциального «Клондайка».
Одной из первых серий, завоевавших популярность, была «Выбери Свое Собственное Приключение» (Chose Your Own Adventure, Bantam Books), издававшаяся в период с 1979 по 1998 год. Общий тираж серии составил 250 миллионов экземпляров (!), что является рекордной цифрой даже для Соединенных Штатов Америки. Уже самая первая книга-игра из серии «Выбери Свое Собственное приключение» предлагает читателю более сорока вариантов завершения сюжета – мало кто из конкурентов серии может похвастаться такими «стахановскими» достижениями.
Однако подлинный успех книг-игр обычно связывают с серией «Одинокий Волк» (Lone Wolf, 1984-1998 гг.), написанной Джо Девером (Joe Dever). Действие книг-игр разворачивалось в мире Magnamund, где главный герой Одинокий Волк, воспитанник монастыря бога солнца Кай (Kai) и обладающий рядом сверхъестественных способностей, на протяжении 28 книг борется с силами Тьмы – Темными Лордами, последователями бога тьмы Наара (Naar). Книги-игры позволяли использовать одного и того же героя, перенося его из книги в книгу. Система была достаточно сложной, посвященной в первую очередь описанию разнообразных доступных герою способностей.
Книги-игры в России
Впервые в России книги этого жанра стали издаваться товариществом «Калейдоскоп» в рамках серии «Приключенческая книга-игра», основанной в 1991 году. В отличие от западных изданий, где, например, тираж одной только серии «Fighting Fantasy» превысил 15 млн. экземпляров, в России вышло сравнительно немного книг. Серия "Приключенческая книга-игра" издавалась с 1991 по 1993 год. Это был первый опыт выпуска книг-игр в России. Серия отличалась огромными по сегодняшним меркам тиражами — до 100 000 экземпляров. Но, наиболее известна на отечественном рынке серия книг-игр «Путь Героя» Дмитрия Браславского. Первая книга серии была выпущена в 1991 году издательством «АСТ-Пресс» и называлась «Подземелья Черного замка».
Невзирая на необычный и удивительный факт – то, что книги-игры могут предоставить читателю возможность самому принять участие в приключении, в развитии сюжета книги, – коммерческий успех имели только несколько серий. Для большинства издательств, как англоязычных, так и русских, – издание книг-игр было смелым экономическим экспериментом. Очень часто неудачным. В общем, к настоящему времени, книги-игры в России не издаются.
Тем не менее
возрождение жанра книг-игр вполне возможно. Уже можно говорить о том, что сформировалось сообщество любителей книг-игр, которые занимаются переизданием книг-игр, написанием новых книг-игр и переводом иностранных. Написано несколько книг-игр, переведена первая книга-игра из серии про Одинокого Волка и несколько других. Обсуждаются вопросы создания книг-игр, переводов. Доступно сразу несколько программ для создания книг-игр. В общем, можно сказать, жизнь на Марсе есть Smile
Переиздание книг-игр
Не так давно мы начали проект по самостоятельному переизданию книг-игр, для начала – малыми тиражами. Уже были переизданы книги-игры "Верная шпага короля" Дмитрия Браславского, и "Вереница миров" Ольги Голотвиной. Основной проблемой конечно же можно назвать разве что малую известность самих книг-игр – люди зачастую просто не знают что это такое и зачем вообще нужно, но мы всеми силами боремся с этим. Но тем не менее мы планируем увеличивать тиражи.
Добавлено (25.03.2011, 09:38) --------------------------------------------- Ну и, чтобы не быть голословным, вот несколько Книг-Игр для ознакомления:
1. Дневник сумасшедшей мумии. Простенькая книга-игра с незаурядным сюжетом. Советую в первую очередь ознакомиться с ней, так как при её "прочтении" вы научитесь азам игры в Книги-игры и получите основы, которые понадобятся вам в дальнейшем. Ссылка: http://narod.ru/disk....%D0%BC% D0%B0%D1%81%D1%88%D0%B5%D0%B4%D1%88%D0%B5%D0%B9%20%D0%BC%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%B8(1).pdf.html 2. По закону прерий. Для тех, кто уже более-менее знает, что такое Книги-игры. Здесь вводятся такие понятия как Мастерство, Ловкость и Выносливость - стандартная боёвка во многих Книгах-играх. Советую прочитать её второй, чтобы привыкнуть к игре и узнать полное управление. Ссылка: http://narod.ru/disk/8362931001/Po_zakonu_prerij.zip.html 3. Fallout 2. Шедевр, сделанный обычным человеком непрофессионалом. Прекрасные диалоги, а также витиеватая система игры могут на долгие вечера затянуть человека. Моя личная рекомендация. НО! Запаситесь тетрадью и карандашом со стёркой, ибо придётся нмого писать и расчитывать: в игре вводятся понятия перков, характеристик и другое. Разобраться тяжело, на это потребуется время и терпение, но если разобрались - удоволствие колоссальное. Ссылка: http://narod.ru/disk/8362804001/Fallout%20II%20v1.04.5.pdf.html
Сценарист со стажем. Ищу работу (работаю за еду). Слушаю саундтрек к Super MeatBoy.
Lord_Zaktan, Я уже этим занимаюсь (около 20-30-ти параграфов написал, они у меня большие очень). Сценарист со стажем. Ищу работу (работаю за еду). Слушаю саундтрек к Super MeatBoy.
Lord_Zaktan, Не выеживайся. Сам хотя-бы что-нибудь стоящее сделай, а потом говори.
SHtabeL, Я имел ввиду, что вся прелесть таких игр была в том, что они - книги. Сразу видно, что ты их ни разу не видел. Электронная такая игра - это кощунство. По-моему.
Михаил, Нет. Тоже самое, тем более, что их можно распечатать. Я лично сажусь, включаю, беру тетрадь с карандашом и начинаю... мм... читать. Действительно, ещё интересней, если их распечатать (хотя я вот видел Майкла Фроста на литбуке - 250 руб. через интернет, для москвичей дешевле. 1-е издание кажись). В будущем мечтаю купить Адское Болото и Чернолесье (возможно и Верную Шпагу). Lord_Zaktan, И правда, ты пока сам ничего не сделал. Тем более, что книгу я действительно пишу, сегодня написал ещё штук пять параграфов. Вообще-то сейчас постепенно Книги-Игры возвращаются, в интернет-магазинах идут горячие продажи книг. С молотка недавно Тайну Капитана Шелтона за 4000 руб. продали (хотя куда столько - я вот видел за 250 руб. Ну, первое издание всегда дороже стоит). Сценарист со стажем. Ищу работу (работаю за еду). Слушаю саундтрек к Super MeatBoy.
infuzo, Это не книга-игра, это текстовый квест. Михаил, Так я же говорю: тогда можно заказать. Если хочешь, могу дать ссылку в ЛС на одного парня, который продаст новенькую книгу-игру (там 3 варианта) за 250 руб. Можно через вебмани ему платить, можно через письмо, наложкой, на мобилу тоже можно. Главное: сообщить, что это именно ты положил. Игра присылается в течение нескольких дней. Книги совершенно новые, у него своё маленькое издательское дело - он переиздаёт старые книги-игры. На этом сайте парни и свои пишут, причём, когда будут собраны иллюстрации, эти "свои" книги-игры тоже можно будет купить. В общем, заинтересуешься - брошу тебе ссылку. Я в следующем месяце собираюсь одну книгу купить. Сценарист со стажем. Ищу работу (работаю за еду). Слушаю саундтрек к Super MeatBoy.
Михаил, Когда будет готово хотя бы 60-70 параграфов, и то не факт. С Книгами-играми всё сложнее, ибо беты и альфы опасно выкладывать вообще. Обычно выкладывают полный вариант. Ссылку на сайт с Книгами-играми сейчас брошу тебе по ЛС. По идее, если в Москве, можно самовывозом, но я не уверен, в каком городе Дон Кей. Если самовывозом, то Книга вообще около 100 рублей стоить будет. Сценарист со стажем. Ищу работу (работаю за еду). Слушаю саундтрек к Super MeatBoy.
yurickon, конечно можно. Более того, "Теперь ты стальная крыса" /есть ещё вариант перевода "Стань стальной крысой!"/ это вообще одна из самых популярных книг-игр. Если захочется перечитать в шестой раз - свисти, скину в любом виде: хоть интерактивной программой, хоть "файлом для распечатать".
yurickon, конечно можно. Более того, "Теперь ты стальная крыса" /есть ещё вариант перевода "Стань стальной крысой!"/ это вообще одна из самых популярных книг-игр. Если захочется перечитать в шестой раз - свисти, скину в любом виде: хоть интерактивной программой, хоть "файлом для распечатать".
скинь файлом интерактивным если не трудно,перечитаю на досуге еще раз
yurickon, ушло. Не могу удержаться и не удержусь: к слову, на конкурсе, с вестью о котором я пришёл на ваш форум, часть призов как раз книги-игры. Да, настоящие и милые, которые можно подержать в руках Так что, Михаил и SHtabeL, если ваши творческие планы ещё в силе, можно не только их реализовать, но и попутно попытаться выиграть приятный подарок.